В начале 1960-х Харьков – один из крупнейших индустриальных центров страны – продолжал бурно развиваться, росло его население, увеличивалась численность работающих на предприятиях, в организациях, научно-исследовательских институтах, пополнялись ряды студентов и учащихся.
Именно в это время все острее стала ощущаться транспортная проблема. В ноябре 1962-го население города превысило один миллион человек.
Троллейбусов, трамваев и автобусов в городе не хватало, а пропускная способность улиц была на пределе. Поэтому перевозка людей к местам их работы превращалась в головную боль для городских и областных властей.
Необходимость строительства метрополитена в Харькове назрела и была озвучена на заседании Верховного Совета СССР 12 декабря 1962 года депутатом Н.А. Соболем.
Мысль о сооружении метро в Харькове овладела не только жителями растущего города, но и его руководителями.
Основным «локомотивом» нового дела был Г.И. Ващенко (в то время – первый секретарь Харьковского обкома КПУ). Благодаря его личной настойчивости и инициативе, транспортная проблема города была рассмотрена на всех уровнях власти.
Однако, результатом многомесячных обсуждений и поручений партийных, республиканских и всесоюзных инстанций стало задание на проектирование в Харькове скоростного трамвая.
Началась бурная работа специалистов-транспортников для того, чтобы доказать необходимость строительства именно метрополитена. Итогом борьбы харьковчан за свой город стало разрешение разработать в 1966-м проектное задание на строительство в Харькове первой очереди метрополитена – от Южного вокзала до плиточного завода. Ее протяженность должна была составить 20 километров. На линии метрополитена предусматривалось построить 13 станций в основных пассажиро-образующих пунктах.
Генеральным проектировщиком назначили институт «Метрогипротранс», главным инженером проекта стал Н.Н. Бычков.
Технические сложности сооружения ранее намеченной трассы стали очевидны уже в самом начале проектирования. В ходе изысканий оказалось, например, что толща глин в районе Южного вокзала настолько маломощна, что при производстве работ нет гарантии сохранения такого важного железнодорожного узла как «Харьков-Пассажирский». Поэтому было решено трассу метрополитена продлить в сторону Холодной Горы, сделав конечную станцию там.
В 1967-м Метрогипротранс разработал проектное задание на строительство в Харькове первой очереди метро в двух вариантах: совмещение городских и пригородных пассажирских перевозок (то есть выход поездов метро на пригородные участки Харьковского железнодорожного узла) либо обеспечение только внутригородских пассажирских перевозок.
В случае принятия первого варианта предполагалось использование нового, тогда еще не существовавшего подвижного состава. А вариант внутригородских перевозок предполагал использование подвижного состава из уже существующих метрополитеновских вагонов типа «Е».
Итогом технического и экономического анализа двух вариантов стало решение о строительстве в Харькове метрополитена в его классическом виде, то есть том, который мы видим сейчас.
23 октября 1967 года было утверждено проектное задание на строительство первой очереди метро.
Метрополитен в Харькове был объявлен всенародной стройкой, в которой принимали участие ведущие промышленные предприятия не только Харькова, но и всей страны.
С июля 1968 года началась активная работа, как по разработке проектной документации, так и по подготовке строительства метрополитена в Харькове. В наш город прибывают опытные специалисты из Киева, Баку, Красноярска, проходчики и строители из Донбасса и Подмосковья. При участии иногородних проектантов сформирован институт «Харьковметропроект».
Задумка Харьковского метро получала все более четкие очертания.
Первый пусковой участок состоял из линии протяженностью 10,4 км, восьми станций: «Улица Свердлова» (сейчас – «Холодная гора»), «Южный вокзал», «Центральный рынок», «Советская», «Проспект Гагарина», «Спортивная», «Завод имени Малышева», «Московский проспект»), электродепо и Управления метрополитена.
15-го июля 1968 года на улице Славянской, неподалеку от Южного вокзала, были начаты строительные работы.
На этом месте собрались тысячи харьковчан. В торжественной обстановке был вынут первый штык земли, затем – первый экскаваторный ковш, наконец отошла первая машина с землей. Работа закипела.
В течение следующих семи лет строительство метро в Харькове не останавливалось ни на минуту и было объектом постоянного внимания горожан. Люди ждали метро.
Работа велась в очень сложных условиях. Приходилось преодолевать плывуны, прокладывать тоннели под реками Харьков и Лопань, под зданием Южного вокзала и двумя десятками магистральных железнодорожных путей, под густонаселенными городскими кварталами, насыщенными подземными коммуникациями.
С начала строительства на первом пусковом участке было пройдено более 23 километров тоннелей, вынуто свыше 1,3 миллиона кубометров грунта, уложено 190 тысяч кубометров монолитного и сборного железобетона, проложено более 22 километров путей.
20 июня 1975 года уложены последние метры постоянных путей в тоннелях.
25 июля 1975 года закончен монтаж контактного рельса.
30 июля 1975 года – прошел первый пробный поезд.
21 августа 1975 года Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первого участка первой линии Харьковского метрополитена с общей оценкой «отлично»!
22 августа 1975 года первый участок Харьковского метрополитена был введен в эксплуатацию и принял пассажиров.
Шестой в стране, второй в Украине, первый среди областных центров – Харьковский метрополитен вступил в строй действующих. Он обеспечивал соединение железнодорожных и автобусных вокзалов, административных, культурных и торговых центров города с крупными промышленными предприятиями.
Незадолго до пуска начал складываться и коллектив эксплуатации метрополитена. 1 июля 1974 года создано управление Харьковского метрополитена, специалисты которого обеспечили пусконаладочные работы, приняли на баланс 21,8 километра подземных путей, тяговые и понижающие подстанции, организовали приемку и обкатку первых 25 вагонов.
Руководителем эксплуатационного управления Харьковского метрополитена стал Николай Яковлевич Бессонов, главным инженером – Леонид Иванович Вставский.
Безотлагательно была начата подготовка кадров для эксплуатации самого различного профиля – машинисты электропоездов, машинисты эскалаторов, монтеры пути, тоннельные рабочие, электромеханики и электромонтеры, дежурные по станциям и другие специалисты.
Но это уже внутренняя работа метрополитеновцев, но главное, что с 22 августа 1975 года Харьковский метрополитен уже начал перевозить пассажиров
« | Январь 2025 | » | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |