Загрузка. Пожалуйста, подождите...
Главная страницаГосподарка → Невыносимая легкость ампутации — как Украина будет жить без Донбасса

Невыносимая легкость ампутации — как Украина будет жить без Донбасса

18.03.2017, 15:00

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Сэмюэл Джонсон

На минувшей неделе СНБО Украины принял очень важное решение о полном прекращении грузового транспортного сообщения с оккупированными территориями Донбасса.

После того, как в ответ на блокаду ОРДЛО активистами «Самопомощи» и добровольцами АТО главари «ДНР» и «ЛНР» приняли решение о собственной «блокаде» Украины и «национализации» предприятий украинской юрисдикции, это решение фактически было предрешено. У президента Украины Петра Порошенко не оставалось другой альтернативы, как перехватить знамя протеста и легализовать блокаду оккупированных территорий.

После захвата боевиками украинских предприятий Донбасса лозунг «торговли на крови» из популистского стал вполне реальным. Увы, но блокада ОРДЛО, несмотря на самые благие намерения участников акции, в реальности дала повод к тому, чтобы окончательно отрезать экономику Донбасса от Украины.

Ее можно было приветствовать, если бы экономический коллапс ОРДЛО ускорил освобождение Донбасса. Однако это, увы, не так. То, что в Северной Корее ежегодно уменьшается порция риса, — увы, никак не сказывается на прочности режима Ким Чен Ина. Пока решение СНБО принято как временное. Его отмена обусловлена двумя важными требованиями. Возврат боевиками отжатых предприятий и реализация пунктов 1-2 Комплекса мер по выполнению Минских договоренностей - прекращение огня и отвод тяжелого вооружения от линии разграничения. Поэтому, судя по всему, блокада ОРДЛО - это надолго, возможно, до полного освобождения Донбасса.

Почему блокада - это плохо и что потеряла Украина

Глупо кричать проклятия вслед уехавшему поезду, но все же приведем несколько фактов, чтобы объяснить, что торговля с ОРДЛО не есть автоматическая торговля с Россией или с террористами.

Да, кстати, и с Россией нам, увы, необходимо, именно необходимо, поддерживать торгово-экономические отношения. Безусловно, постепенно их нужно свести к минимуму. Но сегодня мы получаем приблизительно половину ядерного топлива для наших АЭС из России. Давайте устроим блокаду и уничтожим «назло» России энергосистему страны. У нас есть шанс в будущем перевести все АЭС на американское ядерное топливо, но для этого нужно время.

Львовский горсовет предложил национализировать предприятия, которые «контролируются российским оккупантом». Знают ли депутаты, что согласно всем международным нормам при национализации государство обязано выплатить собственнику «справедливую цену», а иначе собственники обратятся в международные суды и легко их выиграют. Есть ли сегодня в бюджете Украины миллиарды долларов для национализации или выплаты по искам - вопрос риторический.

Кстати, несмотря на гибридную войну, красивейший Львов продолжают посещать тысячи российских туристов, которые поддерживают экономику города. Их тоже надо выгнать? Или все же хорошо, что тысячи россиян видят, как в столице "бандеровщины" можно говорить спокойно на русском языке и собственными глазами увидеть, что Киселев и Соловьев несут с российских телеэкранов полный бред об Украине.

Многие люди, приветствующие блокаду, плохо понимали связь между добытой на оккупированной территории тонной угля или выплавленной и проданной за рубеж тонной металла и своим личным благосостоянием, а она была.

Напомним, что предприятия украинской юрисдикции в ОРДЛО давали стране два миллиарда валютной выручки и это поддерживало стабильность национальной валюты. А 32 миллиарда гривен налога шли в том числе на украинскую армию и на выплату пенсий.

По подсчетам экспертов, Украина без отжатых предприятий лишится приблизительно двух процентов роста ВВП, а гривна в результате ухудшения внешнеторгового платежного баланса может просесть до 30 гривен за доллар.

Как заявил Порошенко, украинские предприятия в ОРДЛО оставались своеобразными якорями неньки на Донбассе, где люди жили по украинскому законодательству и получали зарплату в гривнах. В случае освобождения Донбасса они мгновенно встраивались бы в украинскую экономику, а теперь…

Что будет с ОРДЛО

Судя по приходящей с оккупированных территорий информации, многие национализированные предприятия уже остановились. Тысячи работников пишут заявления на расчет. Часть из них пойдет на работу к новым «владельцам», но, как правило, уже со значительным уменьшением зарплаты и сокращением социального пакета.

Так, на одной из «национализированных» шахт случился занимательный диалог с новыми «собственниками»:

- Сколько вы получали?

- 12-14 тысяч.

- Вот, а теперь будете получать 16 тысяч.

- Идиоты, мы в гривнах столько получали.

- Ну нет, столько мы платить вам не сможем.

Уже сейчас можно предположить, что после того как российские металлургические бароны Алишер Усманов и Алексей Мордашов отказались продавать на внешний рынок под видом российского отжатый в ОРДЛО металл, перспективы у «национализированных» заводов и шахт весьма незавидны. Через несколько месяцев, когда Захарченко и Плотницкий окончательно поймут, что сбывать продукцию некуда, они пустят их «под нож». Дорогие станки и ценное оборудование или вывезут в Россию,или просто продадут по цене лома.

После освобождения Донбасса Украина вместо предприятий, приносящих валютную прибыль, получит пустые корпуса некогда процветающих промышленных гигантов.

Внутриполитический пасьянс

У блокады ОРДЛО было два потенциальных бенефициара и спонсора: мэр Львова и лидер партии «Самопомощь» Андрей Садовой и украинский олигарх Игорь Коломойский.

По мнению нардепа Владимира Арьева, Коломойский от блокады собирался получить конкретный финансовый гешефт.

«Сейчас продолжается реконструкция части ТЭЦ для замены газа и высококалорийного антрацита и планируется реконструкция еще части электростанций. У Коломойского на Кременчугском НПЗ вырабатывается определенное количество мазута, который для энергетики является также вчерашним днем, но куда-то продать его все равно надо. Вопрос - на сотни миллионов гривен. Поэтому конечная цель блокады (правда, не единственная, а лишь бизнес) - вынудить правительство оставить после реконструкции ТЭЦ гарантированные опции под покупку мазута у Укртатнафты».

Также не стоит забывать, что Коломойского сильно нервируют требования после национализации «Привата» расплатиться по долгам перед государством.

Андрей Садовой до недавнего времени считался одним из фаворитов в президентской гонке. Но проблемы с мусором, которые киевская власть отнюдь не помогала ему решить, стоили львовскому мэру нескольких пунктов в президентском рейтинге. Перед задержанием блокадников на станции Кривой Торец Порошенко пытался уговорить Садового решить вопрос за чашкой чая. Но, судя по всему, не получилось.

Как знать, если бы фронтменами блокады были не известные своими «высокими моральными качествами» нардепы Парасюк и Семенченко, то, возможно, рейтинги Садового и «Самопопощи» действительно возросли бы до небес. Но безобразное поведение бывшего сотника Майдана на блокпосту в Славянске, очередная драка Парасюка с полицейскими под прикрытием депутатской неприкосновенности — показали неблаговидное «лицо блокады».

Ну, а репутация (или то, что от нее осталось) бывшего комбата «Донбасса» нардепа Семена Семенченко пострадала еще больше. Он как поп Гапон, по удивительному совпадению, всегда исчезает в разгар боя или драки с места событий. Основатель «Азова» нардеп Андрей Билецкий прямым текстом назвал Семенченко-Гришина «дерьмом».

К тому же выяснилось, что среди блокадников были и стоящие за деньги - 400 гривен в сутки и уголовники, а участники АТО хоть и были, но находились в явном меньшинстве.

Петр Порошенко инициировал жесткое решение СНБО и получил хороший козырь для борьбы с дестабилизирующей государство оппозицией. Президент, собственно, и не скрывает своих намерений.

«То, что действия наших участников блокады влетят Украине в копеечку, это очевидно. В какую именно, покажет калькуляция. И эти счета мы выставим не только самопровозглашенным республиканцам, но и "Самопомочи", "Батькивщине" и прочим зачинщикам и промоутерам блокады», - сказал Порошенко.

«Счет» мэру Львова, возможно, будет предъявлен уже на следующей неделе. Андрей Садовой считает, что областная прокуратура до 21 марта объявит ему о подозрении (по результатам расследования обвала на свалке в Грибовичах) и затем его быстро отстранят от должности в судебном порядке.

Отметим, что потенциал Майдана-3, на который рассчитывали как в Кремле, так и в оппозиции, оказался весьма нереалистичным. После разгона блокадников на Майдане Незалежности собралось всего 150 человек — даже Антимайдан собирал титушек на порядок больше.

Через месяц в Украине начнется дачно-курортный сезон, а это означает, что до осени в стране, если неожиданно не прилетят очередные «черные лебеди», масштабного политического кризиса не предвидится.

Внешнеполитические итоги

Блокаду ОРДЛО единодушно осудили практические все ведущие западные страны. Так, Госдеп США заявил, что блокада Донбасса «может иметь потенциально опасные последствия. Поэтому мы хотим, чтобы ситуация была урегулирована».

У Москвы появился важный аргумент для признания независимости «ДНР» и «ЛНР» с благородной целью помочь «республикам» выжить в условиях украинской блокады.

По мнению российского политилога Андрея Пионтковского, сценарий ближайшего будущего для Донбасса может выглядеть таким образом: «Я думаю, что Москва изменит руководство в этих республиках. Неслучайно сейчас реанимируются политические трупы Януковича и Азарова, и вообще станут утверждать, что власти в Донецке – это и есть законные власти Украины, а все, что находится вне этих территорий – это вот такие мятежные территории под контролем путчистов, пришедших к власти в результате военного переворота. Вот примерно в такую игру будет играть Москва, уже откровенно помогая новым территориям, экономически и военно».

С другой стороны, окончательное экономическое банкротство «республик» вынудит Россию вновь увеличить финансирование ОРДЛО. Для ослабленной санкциями Москвы это будет еще один удар по экономике, который в итоге приблизит неизбежный крах путинского режима.

Как бы это ни было, на этой недели была проведена практически без наркоза экономическая ампутация Донбасса. Она станет болезненным испытанием для Украины. Сшивать отрезанное всегда сложнее — но рано или поздно, нам все равно предстоит это сделать. А пока и Украину, и отрезанную часть Донбасса будут мучить фантомные боли.

"056.ua"


 

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ:
 
135